Десантно-штурмовой амфибийный катер на воздушной подушке проекта 1205 (шифр «Скат»)

Десантно-штурмовой амфибийный катер на воздушной подушке проекта 1205 (шифр «Скат») был спроектирован ПКБ (ЦМКБ) «Алмаз» под руководством Л. В. Озимова. Он предназначался для переброски на небольшие расстояния и доставки войск морского десанта на необорудованное побережье в ходе боя за высадку. Катер был приспособлен для действий в прибрежных районах, лиманах, устьях рек и на озерах, в период ледостава и ледохода.


Он стал первым отечественным боевым КВП, хотя постройка первого десантного КВП (МДК) проекта 1232 (шифр «Джейран») началась еще в 1966 г., т. е. за три года до вступления в строй первого корабля проекта 1205. Объясняется это сложностями в разработке для МДК проекта 1232 ГТД требуемой мощности и стремлением руководства ВМФ реализовать научно-технический задел, полученный в процессе отработки самоходных моделей МК-1 и МС-1.

Корпус десантного катер проекта 1205 был клепаным, изготавливался из алюминиево-магниевых панелей, с противопульной и противоосколочным бронированием ходовой рубки. На нем была применена конструктивная схема формирования воздушной подушки с гибким ограждением, с секционированием подкупольного пространства продольным гибким соплом, с периферийной подачей воздуха. «Скат» был способен преодолевать препятствия типа «вертикальная стенка» высотой до 0,8 м, а также выходить с грузом на необорудованный берег с уклоном до 6°. Мореходные качества корабля обеспечивали его эксплуатацию и использование оружия при движении на воздушной подушке, при волнении моря до 4 баллов.


Как показал опыт эксплуатации первых же катеров проекта 1205, их гибкие ограждения обладали малым ресурсом (не более 20-50 часов), главные двигатели постоянно засаливались (на Балтике, с ее сравнительно благоприятными условиями, в течение 15 мин), а установленное авиационное оборудование требовало повышения надежности. К середине 70-х годов все перечисленные недостатки в основном удалось устранить.

Головной катер этого проекта, названный «Скат» (заводской № 800), был построен в 1969 г. как опытный корабль. После проведения испытаний его передали ВМФ. В 1970 г. в Балтийском море «Скат» участвовал в специальных испытаниях, которые проводились для проверки поведения КВП в аварийных (нештатных) ситуациях, таких, например, как отказ одного из главных ГТД.
В 1969-1972 гг. в Ленинграде (на Приморском ССЗ), в Зеленодольске (ССЗ им. Горького) и в Феодосии (на ФПО «Море») для ВМФ и МЧ ПВ КГБ СССР построили 27 катеров проекта 1205 - соответственно четыре, шесть и 17 единиц.


Корабли, предназначавшиеся для МЧ ПВ, не имели на вооружении гранатометы и принимали на борт только 20 десантников с полным снаряжением, но обладали при этом большей дальностью плавания полным ходом (до 350 миль). Два из переоборудовали в спасательные корабли соответственно проект 1205П и проект 1205П-1 и использовали в Аральском море для обеспечения поиска космонавтов, причем на проекте 1205-1 была оборудована операционная. К моменту распада СССР часть катеров проекта 1205 находилась в распоряжении МЧ, ПВ и КГБ СССР. В настоящее время все корабли проекта 1205 исключены из списков флота или МЧ ФПС РФ и разобраны на металл.

Основные характеристики:
Водоизмещение, т: 22 (стандартное), 27 (полное);
Длина, м: 21,4 (наибольшая);
Ширина, м: 7,3 (наибольшая);
Осадка, м: 0,5 ;
Двигатели: 2 х ГТУ ТВД-10М, 1 х ГТУ ТВД-10;
Мощность, л. с.: 2340;
Максимальная скорость хода, узлов: 49;
Дальность плавания: 200 морских миль;
Автономность плавания: 1 сутки;
Экипаж: 4 человека;
Вооружение: 4 х 30-мм гранатомёта БП-30 «Пламя», 2 х 7,62-мм ПКТ;
Радиолокационное вооружение: РЛС «Кивач-1»



 
 
   

 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.