Экспериментальный плавающий танк Вермахта Schwimmpanzer 38(t)


Прототип понтона АР-1 Schwimmpanzer 38(t)
Прототип понтона АР-1 Schwimmpanzer 38(t)

Осенью 1939 года Германия начала подготовку к проведению операции «Морской лев» («Seelowe») по высадке морского десанта в Британии. Для ее успешного осуществления было необходимо обеспечить первую волну морского десанта боевой бронетехникой. Так как транспортные суда не могли подойти к морскому берегу вплотную, в 6-й департамент Управления вооружений сухопутных сил от военных поступил заказ на разработку плавающего танка, способного преодолевать небольшие водные преграды.


Если для среднего танка Pz.Kpfw III велись работы по созданию оборудования для подводного вождения танка, то для значительно более легких танков Pz.Kpfw II решили сконструировать съемные поплавки. Предполагалось, что они придадут десятитонным танкам достаточную плавучесть, чтобы те могли беспрепятственно достичь берега.


Танк Panzerkampfwagen 38(t) с воздухозаборным патрубком
Танк Panzerkampfwagen 38(t) с воздухозаборным патрубком

Разработку проекта военные заказчики поручили судостроительной компании Gebruder Sachsenberg AG, которая располагалась в городе Рослау земли Саксония-Анхальт. Инженеры компании разработали вариант поплавков в виде двух больших понтонов, которые монтировались на танке с двух сторон. Для их крепления на машины приваривались специальные кронштейны. Глушитель и выхлопная труба переносились в верхнюю часть моторного отделения. Общий вес получившейся конструкции вместе с поплавками достигал 12 т.
Первые опытные образцы машин, снабженных поплавками, прошли испытания в сентябре-октябре 1940 года на базе батальона «А» 2-го танкового полка 16-й танковой дивизии. На воде танки держались уверенно даже при волнении в 3–4 балла и развивали скорость до 10 км/ч, хотя особой маневренностью похвастаться не могли.


Танк Pz.Kpfw II с установленными поплавками
Танк Pz.Kpfw II с установленными поплавками

После успешных испытаний были переоборудованы и снабжены поплавками 52 танка, большая часть которых поступила на вооружение 18-й танковой дивизии, готовившейся к высадке в Британии. Поскольку операция по высадке на британские острова не состоялась плавающие танки отправились на Восточный фронт, где они воевали без поплавков, пока дивизию не разгромили и не расформировали во второй половине 1943 года.
После оккупации Чехословакии, чешские танкостроители продолжали выпускать машины для германской армии, одним из этих танков был LT vz.38, получивший в Вермахте обозначение - Panzerkampfwagen 38(t), t обозначает страну производителя, в данном случае Чехословакия.
В конце 30-х годов, немецкие инженеры – танкостроители совместно с чешскими инженерами приступают к работам над новым проектом плавающего танка, получившего обозначение Schwimmpanzerwagen 38(t).


Поплавки для танка Pz.Kpfw II
Поплавки для танка Pz.Kpfw II

Работы по внесению изменений в конструкцию и по герметизации броневого корпуса танка Panzerkampfwagen 38(t) проводились в г. Рослау, фирмой Geur. Sachsenberg, там же бала спроектирована конструкция воздухозаборного патрубка, через который к двигателю танка поступал воздух.
Конструкция поплавков – понтонов разрабатывалась чешской компанией ВММ и немецкой «Кэссберер». В результате к февралю 1941 года был изготовлен первый опытный образец поплавков – понтонов, получивший обозначение АР-1.
Конструкция понтона представляла собой металлический, цельный, плоской формы поплавок, носовая часть которого имела обтекаемую форму как на речных или морских судах, с вырезом равным габаритам серийного танка LT vz.38.


Самозарядное пневматическое ружье нелетального действия FN 303

Для передвижения по воде танк помещался в этот вырез, задние ведущие колеса через специальный механизм приводили в движение два гребных винта размещенных по бокам понтона в кормовой части.
Поворот машины во время передвижения по воде осуществлялся при помощи торможения одной из гусениц. Что в свою очередь приводило к остановке одного из винтов.
Так же стоит отметить продуманный механизм сброса поплавков-понтонов, который позволял очень быстро, за несколько секунд, избавиться от них при выходе машины на берег.
Сразу после изготовления первого опытного экземпляра понтона АР-1, оснащенный им Panzerkampfwagen 38(t) был отправлен на испытания на полигон расположенный в Куммерсдорфе. В ходе испытаний новый Schwimmpanzerwagen 38(t) показал довольно неплохую для плавающих танков того времени скорость – более 12 км в час.


Самозарядное пневматическое ружье нелетального действия FN 303

К тому времени командование Вермахта уже интересовали совсем другие машины, так как план «Барбаросса» был уже разработан, и уже имелись танки оснащенные оборудованием для подводного вождения, этого, по мнению германских генералов, было вполне достаточно для преодоления водных преград в России. Однако, несмотря на это, чешские специалисты продолжили испытания машины.


В 1942 году ими были проведены дальнейшие испытания плавающего танка, которые проводились на реке Влатва, но события на восточном фронте, поражение под Сталинградом, окончательно убедили германское руководство что, в ближайшем будущем плавающие танки Вермахту вряд ли понадобятся. К тому же танк LT vz.38 к 1942 году, безнадежно устарел и потенциала для модернизации не имел, его слабое бронирование и вооружение не было способно для решения боевых задач по захвату вражеской береговой линии и уничтожению размещенных на ней укреплений противника. Поэтому вскоре все работы по проекту Schwimmpanzerwagen 38(t) были прекращены.


 
 
   

 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия. Яндекс.Метрика