Экспериментальный истребитель-бомбардировщик вертикального взлета и посадки VFW VAK 191B


Экспериментальный истребитель-бомбардировщик вертикального взлета и посадки VFW VAK 191B создан по заказу министерства обороны ФРГ. Разработан совместно предприятием «VFW» (Vereinigte Flugtechnische Werke) ФРГ (генеральный подрядчик), и итальянским предприятием Fiat (главный субподрядчик проекта).
В 1961 году консультативный комитет NATO выработал требования к проектированию боевого СВВП для использования в качестве истребителя-бомбардировщика. Предполагалась и возможность использования самолета для доставки тактического ядерного оружия. Работы были начаты предприятием Focke-Wulf (с 1964 года — VFW) — в 1961 году. В 1964 году итальянское предприятие Fiat присоединилось к разработке самолета. В разработке двигателей для СВВП принимало участие британское предприятие Rolls — Royce.


Характеристики самолета, требуемые в проектном задании, были достаточно высокими по сравнению с уже прошедшим испытания британским СВВП «Харриер». Для обеспечения таких характеристик было принято решение использовать не однодвигательную схему, как в британском СВВП, а установить на самолет три двигателя: один подъемно — маршевый с поворотными соплами и два подъемных. Среди прочих причин это позволило уменьшить поперечное сечение корпуса и лобовое сопротивление от воздухозаборников.
Подъемно-маршевый двухконтурный двигатель Роллс-Ройс/ITU RB. 193-12 располагался в центроплане. Выхлоп двигателя разводился на четыре поворотных сопла. Два подъемных двигателя устанавливались в фюзеляже и были наклонены на двенадцать градусов к вертикали (угол мог изменяться летчиком в некоторых пределах). Для обеспечения большой автономности самолета VAK 191B при эксплуатации с полевых площадок в хвостовой части фюзеляжа располагалась вспомогательная силовая установка — газотурбинный агрегат мощностью 140 л. с.

По своей конструкции самолет VAK 191B представлял собой моноплан нормальной аэродинамической схемы со стреловидным, высоко расположенным крылом. Шасси- четырехопорное велосипедного типа.
Для обеспечения управляемости на режиме висения была установлена система струйного управления на сжатом воздухе, отбираемом от компрессоров двигателей. Сопла системы располагались в носовой и хвостовой части фюзеляжа и на законцовках крыльев.
Летчик располагался в одноместной кабине, оснащенной катапультным креслом, позволяющим катапультирование с малых высот висения.
Первый прототип самолета, изделие VAK-191B V1, прошел наземные испытания и совершил первый полет с использованием вертикальных режимов 20 сентября 1971 года. За первой машиной последовали еще два самолета.


Летные испытания прошли в целом удачно, без летных происшествий. Требуемых летных характеристик, однако, достичь не удалось. По этой и по ряду других причин (в частности, выхода Италии из программы совместной разработки в 1968 году), еще до завершения программы, в начале 1973 года министерство обороны ФРГ рекомендовало фирме «VFW-Фоккер» прекратить работы по VAK-191B. К этому времени финансовые затраты по программе превысили 450 млн марок.
Два самолета VAK-191B были впоследствии переданы флоту США и испытывались в качестве палубных самолетов в 1974-1975 годах. Испытания (порядка 60 полетов) также прошли безаварийно, однако продолжения программа не получила.
Все три построенных самолета переданы в авиационные музеи Германии.

Летно-технические характеристики СВВП VAK-191B:
Размах крыла, м: 6,16;
Длина, м: 16,40;
Высота, м: 4,30;
Площадь крыла, м2: 19,00;
Масса, кг: пустого самолета – 5562, нормальная взлетная – 8507, максимальная взлетная – 9000;
Тип двигателя: взлетные - 2 ТРД Rolls-Royce RB-162-81F, маршевый - 1 ТРД Rolls-Royce/MTU RB-193-12;
Тяга, кгс: взлетные - 2 х 2530, маршевый - 1 х 4500;
Максимальная скорость, км/ч: 1108;
Практическая дальность, км: 400;
Практический потолок, м: 15250;
Экипаж, чел.: 1



 
 
   

 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.